При строповке тяжёлых и габаритных грузов предпочтение часто отдаётся цепным стропам. Они, в сравнении с канатными, имеют увеличенную гибкость, а также расширенный температурный диапазон применения, что и используется при перемещениях «горячих» грузов. Кроме того, цепные стропы гораздо легче выбраковывать. Достаточно установить факт механического повреждения материала одного из звеньев. Маркировка и грузоподъёмность цепных стропов Цепные стропы имеют типовую конструкцию: цепь, состоящая из нескольких звеньев, два переходных звена и опционно – концевое овальное звено, которое может соединяться с переходными звеньями разъёмным, либо неразъёмным способами.
Ключевой классификационный признак – количество цепей.
По этому параметру различают: Стропы одноветвевые (маркируются 1СЦ). Стропы двухветвевые (2СЦ). Стропы трёхветвевые (3СЦ). Стропы четырёхветвевые (4СЦ). Стропы в виде единичной цепной ветви, которая может быть разомкнутой (ВЦ), и замкнутой, в виде кольца (УСЦ-К). Цепные стропы более сложного исполнения получают комбинированием вышеперечисленных видов. Классификацию цепных строп производят также по их грузоподъёмности, которая определяется классами прочности отдельных частей приспособления. Чем выше класс прочности, тем меньше удельная материалоёмкость цепных строп, и выше их долговечность.
На практике используются стропы следующих классов прочности: 3-го класса – предельная грузоподъёмность при температурах до 200ºС – не более 100 кг; 5-го класса – предельная грузоподъёмность при температурах до 200ºС – не более 300 кг; 8 класса – предельная грузоподъёмность при температурах до 200ºС – не более 800 кг; 10 класса — предельная грузоподъёмность при температурах до 200ºС – не более 1200 кг; 12 класса — предельная грузоподъёмность при температурах до 200ºС – не более 3150 кг; Нагрузки указаны из расчёта на одну цепь. При повышении температуры эксплуатации более, чем 200ºС допустимые нагрузки снижаются на 10…15%. Внутри каждого из классов, цепные стропы различают также по диаметру цепного звена. Приведенные выше нормативы соответствуют изделиям, диаметр цепи для которых имеет минимальное значение, предусмотренное стандартом. Например, цепная стропа класса прочности 10 с диаметром звена не 4, а 22 мм, обладает установленной грузоподъёмностью 22 т. ГОСТ на немеханизированные исполнения цепных строп отсутствует, поэтому их изготовление производится согласно нормативным требованиям РД 11-07-2007.
В стандартное обозначение данных приспособлений вводят такие их характеристики как класс прочности, условное наименование/тип, установленную для диапазона температур -40º…+200ºС грузоподъёмность и длину в мм. Например, обозначение 10-4СЦ-17,0-6500 соответствует грузовому канатному стропу 10 класса прочности, четырёхветвевому, с допустимой нагрузкой на каждую ветвь 17 т, длиной 6500 мм. В обозначение могут входить и дополнительные элементы, например, климатический класс. Цепные стропы могут комплектоваться не только захватными крюками, но также концевыми ограничителями, что отмечается в паспорте на изделия. Класс прочности данных изделий определяется маркой стали, из которой производятся цепные звенья. Для цепных строп 3 и 5 классов звенья изготавливаются из стали Ст.3 ГОСТ 380, что удобно для последующей сварки. В остальных случаях звенья производят из цементуемых конструкционных сталей типа Сталь 20 ГОСТ 1050. Для особо тяжёлых условий эксплуатации звенья и соединительные элементы выполняют из низколегированных строительных сталей типа 18Г2С или 20ГС по ГОСТ 19281.
Строп цепной 4СЦ Полнокомплектные четырёхветвевые цепные стропы состоят из: Цепных ветвей ВЦ. Верхнего и нижнего концевых звеньев, при этом в качестве верхнего звена может использоваться крюк. Захватного органа. Промежуточных звеньев (используются в тех случаях, когда электросварка, как способ соединения звеньев не может быть использована). Ограничителя (применяется для предотвращения раскрытия строп на нерекомендуемый по соображениям безопасности угол). Диапазон оптимального использования стропов данного типа – грузы общей массой от 2500 кг до 26500 кг (в первом случае размеры цепного звена составляют 6×18 мм, а во втором — 20×60 мм; первая цифра в обозначении указывает на диаметр цепи, а вторая – на длину звена). Стропы 4СЦ запрещается применять при температурах менее -40ºС, когда работа грузозахватного приспособления сопровождается периодическими ударными нагрузками. Для повышения долговечности своей эксплуатации стропы цепные могут изготавливаться с поверхностным покрытием по методу воронения (так называемые «чёрные стропы»).
В результате такой обработки образуется поверхностная плёнка, состоящая из высокотемпературных оксидов железа. Наличие такой плёнки блокирует коррозионные процессы, активность которых особенно возрастает при эксплуатации цепных строп в кислых средах, имеющих показатель РН<7. Основными показателями, которые обеспечивают безопасную эксплуатацию четырёхветвевых цепных строп, считаются: Предельная нагрузка на цепное звено. Нормативный запас прочности принимается в соотношении 4:1; Угол раскрытия между крайними ветвями, который не должен превышать 90º; Соответствующий условиям использования класс прочности (определяет гибкость стропа).