В современной действительности системы диспетчеризации являются если не единственным, то, по крайней мере, основным способом управления и контроля различных объектов ЖКХ, будь то жилой дом, лифт или что-то другое. Именно поэтому государственные службы уделяют подобным системам пристальное внимание, выпуская множество различных правил и инструкций, которыми необходимо руководствоваться при их создании. Но тем не менее исторически так сложилось, что единого документа, в котором были бы изложены все требования к системам диспетчеризации, в России нет. А собрать их по крупицам из разных ГОСТов и регламентов, разобраться в таком количестве материалов и учесть всё в мелочах под силу далеко не каждому. В статье, которую мы сегодня публикуем, анализируются все отечественные нормативные акты, в которых можно найти те или иные требования к системам диспетчеризации. Материал предоставила петербургская компания ООО «СДК Кристалл» – активный участник данного рынка, занимающийся системами диспетчеризации по роду своей основной деятельности. Компания давно и успешно внедряет средства диспетчерского контроля «Кристалл» собственного производства, которые отвечают всем требованиям «Технического регламента о безопасности зданий и сооружений» и «Технического регламента о безопасности лифтов» в части диспетчеризации. Более того, ООО «СДК Кристалл» является производителем (со своей производственной базой) оборудования для подобных систем, выпускает собственное программное обеспечение и дает 7‑летнюю гарантию. В общем, специалисты компании – настоящие эксперты, поэтому их мнение о нормативной базе для построения систем диспетчеризации весьма интересно.
Нормативная база для систем диспетчерского контроля
Автоматизированная система управления и диспетчеризации инженерного оборудования должна обеспечивать централизованный мониторинг оборудования инженерных систем и систем безопасности зданий, диспетчеризацию и управление инженерными системами.
Нормативные документы, включающие требования к системам диспетчеризации зданий
Нормативная база является основой на всех этапах жизненного цикла систем диспетчерского контроля: во время разработки и производства оборудования, при проектировании, монтаже, пусконаладке, эксплуатации и техническом обслуживании. Вопросы нормативной базы по эксплуатации и техническому обслуживанию выходят за рамки данной статьи, рассмотрим лишь требования к проектной документации и оборудованию систем диспетчеризации.
В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 № 190‑ФЗ проектная документация большинства объектов подлежит государственной или негосударственной экспертизе. Предметом экспертизы является оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов. Единого документа, включающего все требования к системам диспетчеризации, нет. Они разбросаны по ряду нормативных документов, которые мы и рассмотрим.
В соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184‑ФЗ: «Особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом “Технический регламент о безопасности зданий и сооружений” (384‑ФЗ)». Помимо данного технического регламента (ТР), требования к системам диспетчеризации оказались разнесены еще по двум нормативным документам: «ТР о безопасности лифтов» и «ТР о безопасности машин и механизмов».
Начнем с «ТР о безопасности зданий и сооружений». В нем самом требований к системам диспетчеризации не представлено, они конкретизированы в ряде сводов правил (СП), входящих в перечень документов, прилагающихся к данному регламенту.
Общие требования к системам диспетчеризации
Общие требования представлены в СП 134.13330.2012 «Системы электросвязи зданий и сооружений». Система диспетчеризации в этом документе носит полное название «автоматизированная система диспетчеризации и управления инженерным оборудованием (АСУД)».
Автономный комплекс «Кристалл 331RS» для диспетчеризации отдельных зданий
АСУД должны оснащаться все группы функциональных объектов. Требования данного свода правил не распространяются на: частные индивидуальные дома, транспортные сооружения (метро, мосты, эстакады, тоннели), защитные сооружения гражданской обороны, промышленные, технические и потенциально опасные объекты. АСУД должна обеспечивать централизованный мониторинг, диспетчеризацию и управление оборудованием инженерных систем комфорта среды обитания и безопасности эксплуатации зданий, включая эксплуатацию лифтов.
Объем диспетчеризации зависит от оснащения объектов инженерными системами.
Согласно СП 134.13330.2012, с АСУД может интегрироваться ряд других систем электросвязи зданий и сооружений, в том числе:
- системы локальной автоматизации технологического оборудования (в части передачи информации о работе систем и тревожных ситуациях в АСУД);
- система двусторонней голосовой связи между диспетчером объекта и зонами безопасности инвалидов, а также лифтовыми холлами, где могут находиться инвалиды;
- система диспетчеризации подъемных платформ для инвалидов и маломобильных групп населения;
- система видеоконтроля работы подъемных платформ для инвалидов и маломобильных групп населения;
- система доступа в подъезд для инвалидов и маломобильных групп населения.