Времена, когда одежда украшалась аппликациями, а флаги вручную расшивались гербами, прошли. Оригинальный текстиль, дизайнерское постельное белье, декоративные подушки, корпоративная форма и спецодежда — сегодня печать на ткани почти не имеет ограничений.
Печать на ткани дешево наружной рекламы и сувенирной продукции стала отдельным направлением полиграфии для бизнеса. Стильные майки с логотипами могут раскрутить торговую марку лучше, чем реклама по ТВ. Главное — правильно выбрать целевую аудиторию, модель изделия и способ нанесения.
Тканные холсты с фото — настоящие произведения искусства
Печать на ткани возникла раньше, чем на бумаге. Предположительно ее изобрели копты Северного Египта. Они вырезали деревянные фигурные изображения, которыми штамповали материал.
Виды печати на тканях
Существует два подхода — использование промежуточных форм и прямая технология. Каждый из них имеет свои подвиды. Рассмотрим основные.
Печать с использованием промежуточных форм
Шелкография (шелкотрафарет)
Краска через трафарет продавливается на рабочую поверхность. Таким способом можно нанести рисунок и на любое изделие — и бокал, и фюзеляж самолета. Никаких ограничений по площади запечатки. Сфера использования шелкографии — изготовление баннеров, лайтбоксов.
Ротационная печать сетчатыми шаблонами
Роль печатного вала играет перфорированный цилиндр. Внутри шаблона под заданным углом расположен ракельный механизм, состоящий из резиновых или стальных лезвий. Внутрь шаблона закачивается краситель. Каждый вал наносит один цвет. Скорость работы — до 4,8 км/ч. Изготовить цилиндрические трафареты можно только в цеху. Поэтому метод ротационной печати на тканях реализуем лишь в условиях текстильных фабрик.
Можно работать с практически любым материалом — от тонких синтетических тканей до массивных ковров. Возможна печать по термобумаге. Особенно хорошо таким способом печатать изображения, требующие точного соблюдения геометрии.
Геометрический рисунок выполняют ротационным способом
Механическая печать
На поверхности металлического вала гравируется рисунок, который потом переносится на носитель. Вал окунается в краситель, и выгравированное на ролике изображение переносится на материал. Такой способ рентабелен при крупных тиражах.
Использование гравированных валов позволяет полностью пропечатать изображение и добиться четкости контуров.
Термотрансфер (термоаппликация)
Технология подразумевает перенос красителя со специальной пленки, которая нагревается до заданной температуры. На бумагу или пленку наносят зеркальное изображение, которое вырезают по контуру, оставляя поля — они необходимы для более прочного приваривания пленки к текстилю.
Далее накладывают пленку на ткань, изображением вниз, и помещают изделие в термотрансферный пресс. Здесь оно нагревается до 160—180 °С, а потом в течение 5—20 секунд плотно прижимается к материалу. Изделие вынимается из-под пресса, пленка снимается. Готово.
Сфера использования термоаппликаций — производство рекламных футболок, спортивной формы, кепок, флагов, спецодежды. Работать можно с хлопком, льном и любой натуральной тканью. Синтетику тоже можно брать, но только ту, которая выдержит высокую температуру во время глажки. Текстиль обязательно должен быть светлым, в идеале — белым.
Кепки с термоаппликациями используют для промоакций или в качестве униформы
Прямая печать
Метод нанесения изображений без использования клише, пленок, бумаги и других промежуточных носителей. Позволяет работать с любым, в том числе натуральным, материалом.
Сублимация
Используется исключительно при работе с синтетикой (содержание полиэстера — не менее 50 %). Чем менее натуральна материал, тем лучше качество изображения. Специальная твердая краска всублимационном принтере резко нагревается и сразу становится газообразной. В результате такой возгонки краситель впаивается в структуру ткани, создавая изображение, стойкое к истиранию.
Печатают на таких материалах:
- сатен — плотная синтетика для пошива сумок, портьер, верхней одежды;
- таффета — материал для чехлов и флагов;
- атлас — применим для изготовления флажков, легкой одежды, постельного белья;
- шармус — внешне схож с атласом, но легче и воздушнее;
- микрофибра — используется в интерьерной печати;
- габардин — плотная ткань для пошива баннеров и флагов;
- таслан — более прочный, чем габардин, поэтому подходит для баннеров наружной рекламы;
- блэкаут — плотный и непропускающий свет текстиль для мобильных стендов, декораций, уличных флагов.
Сублимационная печать на атласной ткани
Цифровая печать
В отличие от ротационной или шелкотрафаретной, цифровая печать гибче реагирует на спрос: загрузить новое изображение в память принтера проще, чем изготовить клише. Рисунок получается детальным и четким.
Единственное уязвимое место в технологии — воспроизведение цветов синего спектра. Оттенки получаются фиолетовыми, голубыми, но не синими. Причина: синяя составляющая текстильных пурпурных красок гораздо слабее, чем у полиграфических красителей. Поэтому к традиционным цветам CMYK (голубому, пурпурному, желтому и черному) добавляют синий краситель.
Выбор чернил для цифровой печати на тканях — принципиальный момент. Использование активных чернил требует многостадийной пред- и постпечатной обработки. Для этого используется специальное оборудование и химреактивы. Поэтому нужно выбирать типографию, которая оснащена всем необходимым для получения качественных изображений.