Вторая серия японских линкоров была спроектирована с учетом опыта создания линейных крейсеров типа «Конго» и вошла уже в категорию сверхдредноутов. Предназначалась она для совместных действий с «Конгами».Консультантом выступала фирма «Виккерс». На «фусо« количество 356 мм орудий было увеличено до 12,а броневой пояс- до 305 мм. Скоростью правда пришлось пожертвовать.
«Фусо» и «Ямасиро» стали первыми японскими линкорами,построенными без иностранной технической помощи(кроме консалтинга). «Ямасиро» стал первым линкором в японском флоте получившим авиационное вооружение. После модернизаций 30-х годов «Фусо» из за нехватки места для размещения различного оборудования стали обладателями самой высокой надстройки-«пагоды» среди всех кораблей Японии.
Данные при постройке-
Корабли этого типа имели длину 192.024 метров между перпендикулярами, наибольшая длина составляла 202.7 метров. Ширина корабля — 28,7 метров, осадка — 8,7. Водоизмещение-29,326 тонн — при стандартной нагрузке и 35,900 тонн — при полной нагрузке. В 1915 году экипаж корабля состоял из 1198 матросов и офицеров. Главное вооружение линкоров состояло из 12 356-мм орудий Тип 41 с длиной ствола 45 калибров. Они размещались в 6 двухорудийных башнях. Вес орудия с затвором равнялся 86,0 т. Масса снаряда 673,5 кг, начальная скорость 775 м/сек. Углы вертикальной наводки −5 / +25°. Дальность стрельбы при угле возвышения в 20 ° составила 25 000 м. Живучесть ствола составила около 280 выстрелов полным зарядом.Средняя артиллерия была аналогична «Конго»-16 152 мм орудий в казематах. Кроме того было 12 76/40 мм противоминных пушек. Главный бронепояс имел толщину от 229 до 305 мм, к нижней кромке он утончался до 102 мм. По верх главного шёл верхний пояс толщиной 203 мм. Толщина брони главной палубы варьировалась от 32 до 51 мм. Верхняя палуба в районе цитадели имела толщину 35 мм. Бронирование башен 305 мм в лобовой части, 228,6 мм — борта башен, 114,5 мм — крыша. Толщина барбетов башен главного калибра достигала 305 мм, в местах, перекрываемых друг другом, они утончались до 203 мм. Казематы 152-мм орудий были защищены 152-мм броневыми плитами. Рубка была защищена 351 мм броней. На линкоре насчитывалось 737 герметичных отсеков (574 под броневой палубой, 163 — выше), что позволяло сохранять плавучесть в случае боевых повреждений.
Двигатель- 24 котла системы «Майбара» , 2 турбины «Браун Кэртисс», мощность механизмов достигала 40000 л. с, скорость хода 22,5 узла. («Фусо» на испытаниях показал 23,3 узла).Дальность плавания 8000 миль со скоростью 14 узлов.
«Фусо» IJN Fusō 扶桑 Фусо- «Страна восходящего солнца»). заложен 11 марта 1912 года, спущен на воду 28 марта 1914 и введен в эксплуатацию 8 ноября 1915 года. Потоплен 25.10.1944 в бою с американскими линкорами.
«Ямасиро» IJN Yamashiro. 山城- Ямаширо — «Горный замок» . заложен 20 ноября 1912 года, спущен на воду 30 ноября 1915. введен в эксплуатацию 31 марта 1917 года. Потоплен 25.10.1944 в бою с американскими линкорами.
данные после модернизации-на 1941-
Стандартное — 34 700 т., полное — 39 154 т. Длина 192,1/212,8 м. Ширина 30,6 м/33,1 м максимальная. Осадка 9,7 м.
Бронирование-Главный пояс — 305…102 мм;
верхний пояс — 203 мм;
траверсы — 305…127 мм;
палуба — 97+51;
башни — до 305 мм;
барбеты — 203 мм;
рубка — 350;
казематы — 152 мм
Двигатели-4 турбины Kampon 75 000 л.с.,Скорость 24,7узла,Дальность 11 000 миль( на 16 узлах).Экипаж 1396 человек.
Вооружение-6 × 2 — 356-мм/45, 14 × 1 — 152/50
4 × 2 — 127-мм/40 зенитных, 20 × 3 — 25-мм/60зенитных.
1 катапульта, 3 гидросамолёта.
В войну экипаж доходил до 1800—1900 человек .
В 1919 году с линкоров демонтировали 76-мм противоминные орудия, их места заняли орудия того же калибра, но зенитные Во время модернизационных работ в начале 1920-х годов добавили еще два орудия. После большой модернизации вместо них на линкорах появились 8 127-мм орудий — четыре спаренные установки «Тип 68 Модель А 1» (по другим данным, «Тип 89»).
В 1933 году по завершении первого этапа модернизации на линкорах появились 13,2-мм пулеметы (4 четырехствольных установки) — лицензионная копия пулемета системы «Гочкисса». В этот же период на «Фусо» и « Ямасиро » были установлены 2 7,7-мм пулемета системы «Льюис».В конце 1930-х годов по завершении второго этапа модернизации с кораблей были демонтированы 13,2-мм пулеметы. Их место заняли 25-мм зенитные автоматы, получившие обозначение «98 Шики». Это была лицензионная версия автомата системы «Гочкисс», в которую были внесены изменения, скопированные с автомата немецкой фирмы «Рейнметалл», но не принятого на вооружение японского флота. Их число в процессе службы постоянно менялось. Так, на линкоре «Фусо» 31 марта 1937 г. стояло 8 спаренных установок, 24 июля 1943 г. — 17 одноствольных и 10 спаренных, 14 августа 1944 г. — 39 одноствольных, 10 спаренных, 8 трехствольных. Торпедное вооружение линкоров включало 6 533-мм подводных аппаратов— по 3 на борт. В 1933 году все аппараты сняли.
Линкоры типа «Фусо» были оснащены площадкой для взлёта самолетов, смонтированной на башне № 2 в 1922- 1924 году. В ходе первого этапа модернизации линкоров площадка была установлена на крыше башни № 3. Предполагалось базирование на нём трёх самолётов, хотя корабли не были оснащены самолётным ангаром.
Изначально на кораблях базировались бипланы «Накадзима E4N2», в 1938 году они были заменены на «Накадзима E8N2». В ходе второго этапа модернизации 1940—1941 годов на корме корабля была установлена новая катапульта и улучшены условия базирования самолетов. С 1942 года линкор «Фусо» получил новый биплан «Мицубиси F1M», который заменил «Накадзима E8N2».